filifavori (filifavori) wrote,
filifavori
filifavori

Вербальный акционизм под влиянием метафизического реализма — политическое искусство от Киселёва



В последнем выпуске информационной программы «Вести недели» ведущий Киселёв совершил настоящий прорыв в области политического искусства. Представленная им новая практика по радикальности и магистральности вполне себе тянет ни много ни мало на Марселя Дюшана с его работой «Фонтан». Я постараюсь обосновать столь громкое заявление и с воодушевлением предлагаю рассмотреть, что это такое — вербальный акционизм под влиянием метафизического реализма, манифестированный позавчера Киселёвым.


Вместо ныне унылых холста и масла для демонстрации своего произведения в духе вербального акционизма Киселёв выбрал до сих пор ни кем ранее не использованные художественные средства: госканал и прайм-тайм. Первый жест политического художника был представлен 8 ноября, ознакомиться можно здесь. Так как тогда ещё миру не было открыто, что на самом деле сие значит, а пророков, способных прозреть великое на тот момент не нашлось, то всё было рассмотрено по-старинке: правда/ложь, есть источник информации/нет источника, домысел/нет, подлог/нет и так далее. Естественно, что после появилось много подробных разборов репортажа Киселёва как раз с позиций объективности. Предлагаю с некоторыми ознакомиться тут, тут и тут.

Но через неделю в следующем выпуске от 15 ноября в той же программе (рассматриваемый фрагмент программы) Киселёв лихо перечеркнул всю появившуюся дискуссию по поднятой им же в прошлом репортаже теме. Он просто признал следующее, что тот сюжет был изложен в духе вербального акционизма под влиянием метафизического реализма. Всего 20 секунд — и политический дискурс стал художественным. А попробуй в наше время осудить художника! Да ещё философа! Сразу прослывёшь махровым ретроградом. Поэтому, никакого осуждения, только пристальное внимание к художественному манифесту Киселёва.

Предлагаю для лучшего понимания стремлений новоявленной звезды мирового политического искусства тезисно ознакомиться с акционизмом и метафизическим реализмом по отдельности, а потом уже постараться смешать их через призму двух репортажей Киселёва.

Об акционизме
Появление акционизма обусловилось стремлением художника соединить искусство и жизнь до степени неразличения. Исчезновение грани между искусством и действительностью делало самого художника искусством. Причём, он мог выступать и в качестве субъекта и/или в качестве объекта. Акционизму в высокой степени присущи спонтанность, радикальность, провокационность, высокий темп действия, общественный резонанс.

Напомню несколько знаковых работ отечественных акционистов, которые более-менее у всех на слуху.

1. 1991 ГОД, Красная площадь. Движение Э.Т.И., «Э.Т.И. — Текст». Акционисты выкладывают своими телами на Красной площади слово «ХУЙ».

2. 1994 год, Москва, галерея Марата Гельмана, Олег Кулик — «Бешеный пёс». Олег Кулик голый на цепи и в ошейнике имитирует поведение бешеной собаки.

3. 1998 ГОД, Москва, «Манеж». Авдей Тер-Оганьян — «Юный безбожник». Тер-Оганьян рубит иконы топором, противопоставляя своё видение мира Православному христианству.

4. 2000 год, Москва, Берсеневская набережная. Олег Мавроматти — «Не верь глазам своим». Акциониста привязывают к кресту, прибивают его к нему гвоздями, а на спине гвоздём вырезают: «Я не сын бога».



5. 2007 год, Москва, Покровский бульвар. Группа «Бомбилы» — «Автопробег несогласных». В день «Марша несогласных» 14 апреля 2007 года по улицам Москвы едет ВАЗ 2107, с прикреплённой кроватью к багажнику на крыше, в которой занимаются сексом.

6. 2011 год, Москва, метрополитен. Группа «Война» — «Лобзай мусора». Акционистки целуют сотрудниц полиции в метро.

7. 2012 ГОД, Москва, храм Христа Спасителя. Pussy Riot — «Богородица, Путина прогони». Панк-молебен на амвоне храма.

8. 2013 год, Москва, Красная площадь. Пётр Павленский — «Фиксация». Обнажённый акционист гвоздём прибивает свою мошонку к брусчатке Красной площади.



Здесь можно уже предварительно представить, примерно какого накала должна быть заявляемая Киселёвым вербальность его акционизма.

Теперь о метафизическом реализме
Основатель метафизического реализма — Ю.Мамлеев, который недавно умер. В своих работах исследовал такие глубины бессознательного, что примеры приводить в силу гуманистических соображений не стану. Убийственная смесь из инфернальности, безумства, тотальной апатии, тошноты безысходности. Герои автора, точнее, антигерои — первых нет и в помине — загнаны в клетку абсолютного ничто. Нет надежды, нет будущего. Никакого сочувствия, никакой оценки. Одна холодная регистрация их активности. Мамлеев полагал, что, причастившись таким образом смерти, ты станешь любить жизнь. Даже такую, какая она есть. Из ада в рай на халяву. В пример ставил двух молодых людей, прочтение которыми его романа «Шатуны» спасло их от самоубийства. Вопрос, сколько людей не собирались кончать жизнь самоубийством, но стали задумывать о таком исходе после прочтения произведений Мамлеева ещё не поднимался.

Попробуем сложить?
Что получается, в выпуске от 8 ноября Киселёвым живописуется жутчайшая картина убийства царской семьи Петром Войковым. Как раз вполне в духе метафизического реализма — расчленёнка, море крови, соляная кислота в промышленных объёмах, безумие, бессмысленность, садистская жестокость. Специально для не особо восприимчивых пускается художественный видеоряд в документальном контексте. Программа «Вести недели» позиционируется как аналитическая. Выходит в эфир на госканале. Подумать, что, выпуская почти десятиминутный сюжет о Войкове, никто из редакторов не озаботился элементарной проверкой фактов — ещё страшнее, чем признать наличие какого-то неведомого контекста, позволяющего всем этим пренебречь. А через неделю объявляется как ни в чём не бывало, что текст для сюжета взят со странички Мединского, размещённого им в интернете в феврале 2011 года. И потом незатейливо и без всякого пафоса следует признание, что это всё вербальный акционизм, под влиянием метафизического реализма. И всё, проблемы нет. Кто сразу не сообразил — извиняйте. Надо признать, это очень удобно. Теперь можно про всех и вся говорить официально любую чернуху, а потом говорить, что это вербальный акционизм и причин для беспокойства нет. Лёгким жестом последователей вербального акционизма теперь любой может стать террористом, садистом, людоедом. Место фактам, смыслам, истине не предусмотрено.

Жест Киселёву удался на славу. Точно не хуже, чем прибитая мошонка Павленского к Красной площади. Радикальность зашкаливает, провокационность тоже, общество реагирует — не каждый акционист похвалится таким успехом. И тут несколько вопросов. Вот Киселёв рассказывает про убийство царской семьи. Он же знает, что Церковью они канонизированы как страстотерпцы. Ему мало их реальных страданий? Нужно спустя столько лет продолжать умножать их страдания? Придумывать новые? Но если это вербальный акционизм, то всё сходится: Авдей Тер-Оганьян — Олег Мавроматти — Pussy Riot — Киселёв. Может, Киселёву до конца пойти путём своих новых соратников по цеху и суток 15 за хулиганство для начала отсидеть?
Называя Войкова и Ленина террористами и понимая, что список фамилий при таком подходе будет гораздо длиннее, Киселёв хочет сказать, что СССР государство, построенное террористами? Типа ИГИЛ? Наверное, и это просто ещё один акционистский вербальный плевок в просоветское большинство и память всех создававших и защищавших СССР. Да, очень своевременно выливать метафизический реализм в, и без того расшатанное бессмыслицей последних лет, сознание граждан России. А то в нашем государстве проблем совсем почти не осталось.
И ещё один нюанс. Есть закон города Москвы "О наименовании территориальных единиц, улиц, станций метро" от 1997 года. В нём содержатся три основания для переименований: первое — возвращение исторического названия; второе — в целях устранения одноименности; третье — при изменении статуса объекта. Не сложно догадаться, что ни под один из трёх пунктов переименование Войковской не подходит. Или теперь законы тоже надо в духе акционизма интерпретировать?

Когда почти 100 лет назад Марсель Дюшан притащил в музейное пространство подписанный писсуар (это и есть его знаменитый «Фонтан») как-то среагировали слабо. Тем не менее, именно с этого момента в современном искусстве появилась художественная практика рэди-мэйд. Она позволяла художнику любой предмет профанного пространства наделять художественной ценностью и размещать его в музейном контексте. Скорость производства искусства приблизилась к световой. Художник тратил мгновение на объявление предмета искусством, а зрители года, пытаясь описать и понять видимое. И в случае вербального акционизма можно наблюдать тоже самое. Производство акционистской информации ограничено временем её вербального произведения (в фактах же не надо копаться), а времени, чтобы потом в этом разобраться будет требоваться на порядки больше. И когда Киселёв взрастит себе подобных последователей, то информационное и политическое пространство претерпит такую же радикальную трансформацию, как и музей со времени появления рэди-мэйда. Вот это уже будет тогда настоящим действительным метафизическим реализмом.

Хотя...
А вдруг Киселёв намеренно, именно под влиянием метафизического реализма, решил выполоскать сознание аудитории во всей этой мути, чтобы, вкусив антиисторичности как следует, все в ужасе отпрыгнули в лоно истории, вцепились в факты, начали искать истину и порождать созидательные смыслы? И он готов возглавить этот процесс? Мир, конечно, полон загадок и тайн, но больно уж смущает представленный Киселёвым в конце сюжета список своих помощников в этом нужном деле — «лучших умов самых авторитетных в России научных центров». Это, конечно, их дело, но очень интересно узнать, личности, встречающиеся дважды в списке, это наилучшие из лучших или просто наиболее активистски настроенные?

P.S. И да — там уж в самом конце и СК РФ замарали. Так вот, здесь слова самого следователя, чьё имя видно на последней странице представляемого Киселёвым документа.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments